нж


Искусство начинается мифологией, ею живет и ею творит.

В.Н. Топоров

Структурализм позволяет представить феномены художественной культуры в виде ряда упорядоченных структур, между которыми и внутри которых существуют отношения функциональной зависимости на основе единого инварианта. Инвариант присутствует как исходная структура, глубинная основа самых разных феноменов культуры и как оперативная модель, позволяющая «осмыслить все многообразие реально данных культурных текстов как единую, структурно организованную систему» (Ю.М. Лотман).

Инвариантной единицей всех видов искусства на уровне смысло- и формообразования является мифологический «хронотоп» (М. Бахтин).

Мифологический хронотроп имеет следующие характеристики: тип пространства-времени, мерность, ориентация. Для определения типа эпохального хронотопа значимы оппозиции: хаос/космос, внешнее/внутреннее, начало/конец, вечность/сиюминутность и варианты их разных конфигураций по отношению друг к другу. Мерность означает качественную характеристику разных пространственных зон и временнЫх параметров. Под ориентацией понимается соотнесение позиции человека с пространственно-временной системой.

Базовые единицы хронотопа — пространственно-временные бинарные оппозиции, членящие мир на простейшие структуры. А также интегральные образы типа мирового древа, которые объединяют все части в единое системное целое. Пространственные (верх/низ, небо/земля, правое/левое, восток/запад) и временнЫе (день/ночь, лето/зима, начало/конец, бытие/небытие) бинарные коды являются первичными, и из них могут быть выведены все остальные коды художественной культуры, описывающие мир и социум. Это коды цветовые (белое/черное), природно-естественные и культурно-социальные (огонь/вода, сырое/вареное), социальные (мужское/женское, свой/чужой, сакральное/мирское), общие или абстрактные (жизнь/смерть, счастье/несчастье, доля/недоля), математические (чет/нечет). С помощью кодов можно выйти на ценностные и эстетические оценки, так как мифологическая картина мира имеет в своей основе совпадение понятий Истины, Красоты и Добра.

Особенность палеолита в том, что человечество забыло о нем, а изображения палеолитического искусства недоступны пониманию современного человека. «Развитие такой правополушарной функции, как рисунок, — исторически самое раннее и сравнительно древнее приобретение человечества» (Н.Н. Николаенко).

Слово в палеолите отсутствует. Мир объемлет тотальная немота. Мифологические представления касаются в основном воспроизводства рода и погребального обряда. В звуковой картине кроманьонцев преобладала вечность тишины. Тишина пещеры до сих пор воспринимается нами как знак таинства и истинности Другой крайностью звуковой ритуальной ткани могли быть резкие выкрики, отражающие сиюминутные сильные эмоции

В палеолитических росписях в огромном количестве присутствуют абстрактные знаки мужского и женского начала. Другой тип геометрических изображений на стенах пещер и предметах мобильного искусства — точки, зигзаги решетки, спирали.

Для живописи на стенах пещер палеолита характерно то, что древний художник работал в пространстве с незаданными границами, в неупорядоченном по вертикали и горизонтали поле. Полное отсутствие композиции дополняется хаотичным наслоением изображений друг на друга. Пластика палеолита особенно наглядно демонстрирует слитность феноменов деятельности древнего человека со стихией каменной материи земли. Контур рисунков гравировался сильными кремневыми резцами, фон покрывался слоем оранжево-красной глины, как краской. Фигуры зверей не связаны общей композицией и сюжетом, каждая находится в своем измерении. Не соблюдается и реальный масштаб, крупнее изображается более важное. Движение, внутренняя динамика животных, переданная первобытным живописцем, восхищает нас сейчас, и эта творческая вершина делает первобытных людей ближе к нам. Наиболее известными местонахождениями наскальной живописи являются пещеры Альтамира в Испании, Ляско во Франции, Капова пещера на Урале.

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции - 150, в Испании - 125, в Португалии - 3, в Италии - 21, в Югославии - 1, в Румынии - 1, в Германии - 2, в России - 2

Можно сказать, что символом палеолита является пещера, чрево Земли. Человек не выделяет себя из природного окружения, он слит с ним полностью, и в связи с этим символическое выражение его самости находится в зачаточном состоянии как на изобразительном, так и на символическом уровне. В эпоху позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) человек уже имел представления об окружающем мире, определённые навыки в медицине, хорошо разбирался в лекарственных свойствах растений и минералов, знал некоторые виды искусств. В это же время появились более развитые религиозные представления.

фетишизм – наделение реальных предметов сверхъестественными качествами, а также поклонение им

тотемизм – вера в сверхъестественную родовую связь междулюдьми и животными, а также поклонение им

анимизм – вера в духов и души умершихмагия – суеверные действия с целью оказатьвлияние сверхъестественным образом на человека, предмет илиявление

Главной характеристикой первобытной культуры является ее синкретический (или целостный) характер. Первобытную культуру легче характеризовать как монолитную, все сферы человеческой деятельности, были слиты вместе. Например, религиозные верования и обряды были тесно связаны с хозяйственной жизнью и искусством. Палеолитическая наскальная живопись – полноценное искусство, но первобытных «художников», которые занимались только искусством, не было. В пещерах у наскальных изображений проходили моления об удачной охоте. Рисуя животных, человек еще и изучал их. Синкретический характер первобытной культуры проявляется: в универсальности орудий труда; в равном отношении всех членов человеческого коллектива к культуре и к пользованию ее достижениями; в сходстве культурного облика человеческих сообществ на всем земном шаре. В сущности, для оценки первобытной культуры и отдельных регионов ее развития применим метод эволюционизма. Первобытные коллективы отделены друг от друга, контактов между ними практически нет. Главный источник прогресса – самостоятельная внутренняя эволюция. Но неуклонно начинается дифференциация (разделение) первобытной культуры как по внутренней структуре, так и в территориально-географическом смысле.

Другой особенностью первобытной культуры является ее тесная, непосредственная связь с природой. Природа тогда имела абсолютное главенство над человеком. От природы зависела его жизнь или гибель. Наступление ледника, наводнение, землетрясение часто приводило к полной гибели человеческих коллективов. Природа определила первоначальный характер хозяйства человека, как присваивающий: охота и собирательство. Люди пользовались дарами природы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 2 =