Закончите уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций и расставьте коэффициенты подобрать методом электронного баланса.

1. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по всеобщей истории госу­дарства и права / под ред. З. М. Черниловского. М., 1996. С. 10–25.

2. Конституция США // Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 15–29.

3. XIII, XIV, XV поправки к Конституции США // Там же.
С. 33–36.

Общая и специальная литература

4. Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

5. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Т. I, II.

6. Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Сверд­ловск, 1991.

В конце работы распишитесь и поставьте дату выполнения.

Контрольные работы вариант 1

I.Дайте общую юридическую характеристику Законов Хамму-
рапи и охарактеризуйте правовое положение населения по Законам
Хаммурапи.

II.Казус 1. Приглашенный к больному авилуму хирург явился
в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвел операцию так неловко,
что больной умер под ножом.

Какому наказанию подвергнется хирург по Законам Хаммурапи? Изменится ли ответственность хирурга, если потерпевшим будет раб мушкенума? Субъектом или объектом права является раб мушкенума?

Казус 2. Крестьянин Балму-намхе дал без всякого повода по­щечину повстречавшемуся на улице жрецу.

Какому наказанию подвергнется крестьянин по Законам Хам-мурапи? Изменится ли наказание, если потерпевшим окажется другой крестьянин, мушкенум, раб? Почему законодатель уста­новил неодинаковую ответственность для авилумов именно за оскорбление чести действием – за пощечину равному себе по ста­тусу и большему по положению? Справедливо ли поступил зако­нодатель, наказывая более строго за пощечину авилуму, больше­му по положению, чем обидчик?

Казус 3. Жена авилума вошла в безлюдное помещение с посто­ронним мужчиной. После этого муж предупредил ее, чтобы она больше не делала этого, потому что, несмотря на все уважение к ней, это вызывает у него подозрения в прелюбодеянии. Она же не обратила внимания на его замечание и повторила свой поступок. Муж обвинил ее в прелюбодеянии.

Как будет решен спор по Законам Хаммурапи? Чем объяснить такой подход законодателя по отношению к жене авилума и можно ли признать ее поведение разумным?

III.Опишите историю формирования конституционной дуали­
стической и парламентарной монархии в Англии во второй половине
XVII – начале XIX в.

Методические указания

I.Дайте общую юридическую характеристику Законов Хамму-
рапи, т. е. укажите время их принятия, источники, оцените уровень
юридической техники (есть ли деление права на отрасли и статьи).
В чем проявляется казуистичность и формализм Законов, их тесная
связь с религией? Процитируйте соответствующие статьи.

Охарактеризуйте правовое положение населения по Законам Хаммурапи: авилум и мушкенум; процитируйте по хрестоматии и проанализируйте не менее семи статей Законов Хаммурапи, кото­рые бы доказывали более высокий сословный статус авилумов по сравнению с мушкенумами. Покажите отличие рабов от свободных лиц, процитируйте и проанализируйте статьи, которые показывают, что рабов можно было продавать. Защищали ли Законы жизнь и здо­ровье рабов (в подтверждение приведите не менее четырех статей). Укажите ответственность за укрывательство беглых рабов. Проана­лизируйте ст. 175–176 и определите, разрешали ли Законы браки между рабами. Назовите способы возникновения рабства как поми­мо воли лица (порабощение военнопленных), так и по воле поступа­ющих (продажа себя в рабство). Укажите отличие долгового рабства от долговой кабалы; проанализируйте ст. 116–117 и решите, можно ли считать рабом лицо, отрабатывающее долг (заложника) в доме кредитора. Проанализируйте ст. 282 и определите, в чьих интересах (свободных или рабов) она установлена.

Переписывание учебника без цитирования по хрестоматии и анализа необходимых статей Законов Хаммурапи влечет за со­бой незачет работы.

II.Решите три казуса по Законам Хаммурапи, цитируя и анали­
зируя необходимые статьи нормативного акта. При решении казуса
лучше использовать хрестоматии с полным текстом Законов Хамму-
рапи.

III.Опишите историю формирования конституционной дуалис­
тической монархии в Англии во второй половине XVII – начале
XVIII в. по следующим вопросам: реставрация Стюартов с 1660 г.
(рассматривать историю английской революции 1640–1660 гг. не
нужно); формирование конституционной дуалистической монар­
хии, появление партий тори и вигов, Habeas corpus act (Хабеас кор­
пус акт) 1679 г. (опишите процедуру судебной проверки законности

арестов); значение «славной революции» 1688 г., Билль о правах 1689 г. (охарактеризуйте права английского парламента относи­тельно законодательной, судебной, финансовой власти, военной прерогативы, нормы о парламенте и общих правах английских подданных; при этом следует цитировать необходимые статьи билля по хрестоматии); Трехгодичный акт 1694 г., Акт об устрое­нии 1701 г. (принципы контрассигнатуры и несменяемости судей, а также невозможности помилования королем министров, под­лежащих суду парламента за нарушение законов). Дайте общую юридическую характеристику конституционной дуалистической монархии (ответ на этот вопрос можно найти в учебниках по тео­рии государства и права).

Опишите историю формирования конституционной парламен­тарной монархии в Англии в XVIII – начале XIX в. по следующим вопросам: ослабление роли королевской власти, отказ короля от пра­ва вето, появление кабинета министров, непосещение королем за­седаний кабинета министров, образование партийно-однородного кабинета министров, установление политической ответственности кабинета перед парламентским большинством. Дайте общую юри­дическую характеристику конституционной парламентарной монар­хии, а в заключение укажите отличия конституционной дуалистиче­ской монархии от конституционной парламентарной монархии.

вариант 2

I.Охарактеризуйте германское уголовное право по «Каролине»
1532 г.

II.Горничная со своим женихом решила обокрасть хозяев. Жених
должен был явиться ночью через окно столовой, которое горнич­
ной следовало оставить открытым (окно квартиры, расположенной
на первом этаже, выходило на улицу). Горничная так и поступила,
но жених пришел раньше условленного времени и, не застав в сто­
ловой горничную, прокрался в ее комнату. Тем временем какой-то
бродяга, заметив открытое окно, залез в столовую, взял серебряный
самовар и с ним скрылся. Хозяин квартиры, услышав шаги в столо­
вой, бросился туда, заметил убегавшего человека и поднял тревогу.
Жених горничной поспешил уйти черным ходом, но в воротах был
задержан дворником. У жениха оказалось несколько серебряных ло-

жек, которые он успел положить в свой карман, проходя через сто­ловую. Горничная во всем призналась. При попытке сбыта самовара бродяга был пойман.

Какому наказанию подвергнутся жених горничной, бродяга и са­ма горничная по германской «Каролине» 1532 г.?

III.Охарактеризуйте Конституцию США 1787 г.

Методические указания

I.Охарактеризуйте германское уголовное право по германской «Каролине» 1532 г. по следующим вопросам: история принятия; возраст преступника и ответственность малолетних преступников, сословная принадлежность преступника (сословные привилегии дворянства и духовенства); субъективная сторона преступления (ука­жите, различаются ли умышленные и неосторожные преступления, приведите статьи о случайном и неосторожном убийстве), положе­ние сумашедших; стадии совершения преступления: голый умысел, покушение, совершение преступления; соучастие, необходимая обо­рона, ограничения необходимой обороны; преступления против ре­лигии (ересь, колдовство, богохульство, святотатство), преступления против нравственности (прелюбодеяние, изнасилование, похищение женщин, гомосексуализм, кровосмешение), преступления против государства, включая подделку монеты, преступления против лич­ности (убийство, отравление, аборт, детоубийство, самоубийство, телесные повреждения), преступления против собственности (ква­лифицированная кража, поджог); цели уголовного наказания; прин­ципы (свойства) уголовных наказаний: множественность, безуслов­ная неопределенность и публичность наказаний; обстоятельства, отягчающие и смягчающие уголовную ответственность; виды уго­ловных наказаний: смертная казнь простая и квалифицированная, членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, лишение чести или позорящие наказания, лишение прав, граждан­ская смерть, имущественные наказания. При характеристике инсти­тутов германского уголовного права следует цитировать необходи­мые статьи.

Переписывание учебника без цитирования по хрестоматии и анализа соответствующих статей «Каролины» влечет за со­бой незачет работы.

II.Решите казус по «Каролине», цитируя и анализируя необходи­
мые статьи акта. При решении казуса лучше использовать хрестома­
тии с полным текстом «Каролины».

III.Охарактеризуйте Конституцию США 1787 г. по следующим
вопросам: причины перехода от конфедерации к федерации, раз­
работка и принятие Конституции США 1787 г., общие принципы
Конституции; американский федерализм: полномочия федерации,
«отрицательный перечень», остаточные полномочия штатов, верхо­
венство федерального права, структура органов власти штатов (за­
конодательные собрания штатов, губернатор); принцип разделения
властей; конгресс: сенат и палата представителей, порядок их фор­
мирования и полномочия, президент, его избрание, компетенция, им­
пичмент, исполнительные департаменты, общая юридическая харак­
теристика президентской республики, конституционный контроль
Верховного суда США, дело «Мэрбери против Мэдисона» (1803 г.),
система сдержек и противовесов; Билль о правах 1791 г. – первые
десять поправок к американской Конституции. Процитируйте и про­
анализируйте необходимые статьи.

вариант 3

I.Охарактеризуйте германское вещное и обязательственное пра­
во по Германскому гражданскому уложению 1900 г.

II.Дом с садом – недвижимость профессора Рейнгарда – приле­
гает к принадлежащему городу газовому заводу. Рейнгард неодно­
кратно жаловался городскому управлению на дым и копоть, попада­
ющие с завода на его участок, из-за чего невозможно открыть окна
в доме или просушить белье в саду. Но все было напрасно. Тогда он
предъявил городу иск и просил уже в судебном порядке признать
ответчика обязанным установить на газовом заводе какие-нибудь
приспособления с целью помешать проникновению дыма на уча­
сток истца; если же это окажется невозможным, воспретить городу
под страхом штрафа дальнейшую эксплуатацию газового завода; на
крайний случай – присудить ответчика к уплате истцу 10 тыс. марок
(на эту сумму уменьшилась из-за завода цена его имения). Город­
ское управление возразило на это следующее: дым, попадающий
с газового завода на участок истца, не превышает того количества,
которое каждый земельный собственник должен терпеливо прини-

мать как неприятные воздействия с соседнего участка. Дым с завода попадает на участок истца лишь при восточном ветре, бывающем в данной местности, как видно из опыта, редко.

Можно ли признать обоснованными претензии истца к городско­му управлению о недопустимом попадании дыма и копоти с газово­го завода на его участок по Германскому гражданскому уложению 1900 г.? Отражается ли дым на здоровье истца и на росте деревьев в саду? Дайте аргументированный ответ. Насколько обоснованы все требования истца: об установке приспособления с целью помешать попаданию дыма на его участок; о закрытии газового завода; о воз­мещении ущерба истцу?

III.Опишите развитие государственного права Англии в период сословно-представительной и абсолютной монархии XIII–XVI вв.

Методические указания

I.Охарактеризуйте германское вещное и обязательственное
право по Германскому гражданскому уложению 1900 г. по следу­
ющим вопросам: движимые и недвижимые вещи, понятие права
собственности (ст. 903), ограничения земельной собственности
(ст. 905–906), владение, посредственное и непосредственное вла­
дение, расширение владельческой защиты, приобретательная дав­
ность владения на движимые вещи, система поземельной записи;
понятие обязательства, правовые ограничения свободы договора,
закрепление социальных норм, направленных на защиту эконо­
мически слабых субъектов, запрещение злоупотребления правом
(ст. 226), недействительность сделки, противоречащей «добрым
нравам» (ст. 138); особенности договора найма рабочей силы, обя­
зательства из недозволенных действий (деликтов). Процитируйте
необходимые статьи.

Переписывание учебника без цитирования и анализа соответ­ствующих статей Германского гражданского уложения влечет за собой незачет работы.

II.Решите казус по Германскому гражданскому уложению 1900 г.,
цитируя и анализируя необходимые статьи акта.

III.Опишите развитие государственного права Англии в период
сословно-представительной и абсолютной монархии XIII–XVI вв.

по следующим вопросам: Иоанн Безземельный и политический кризис, приведший к принятию Великой хартии вольностей 1215 г.; ограничение финансовых прав короля, ст. 12 и 14 хартии в истории английского парламента; обеспечение в хартии личной свободы (неприкосновенности) каждого свободного человека (ст. 39, 40); гарантии правосудия (ст. 17, 18, 20–22); обеспечение хартии коми­тетом из 25 баронов (ст. 61), которому давалось право восстания; историческое значение хартии 1215 г.; политическая борьба второй половины XIII в. и возникновение английского парламента (созыв Симоном де Монфором первого парламента в 1265 г.); «образцовый парламент» 1295 г.; разделение парламента на две палаты: палату лордов и палату общин; состав нижней и верхней палат, замена со­словного принципа представительства имущественным, цензовым; борьба английского парламента с королевской властью в XIV– XV вв.; причины успехов парламента в приобретении им новых прав; постепенное расширение компетенции английского парла­мента; права парламента в налогообложении, издании законов и контролировании королевских советников; причины временно­го ослабления и упадка парламента при Тюдорах (1485–1603 гг.); религиозная реформация XVI в., утверждение верховенства коро­левской власти над церковью, секуляризация церковных земель, поддержка королевской власти светскими лордами, создание Тюдо­рами новых лордов; обезземеливание крестьянства, огораживание земель под пастбища, развитие бродяжничества, рост аграрных беспорядков, союз джентри и буржуазии; успешная национальная политика Тюдоров; незавершенный характер английского абсолю­тизма; Тайный совет, Звездная палата и Высокая комиссия, роль мировых судей в управлении на местах, церковные приходы. Про­цитируйте необходимые статьи.

право нового времени: вопросы к практическому занятию (4 ч)

1. Особенности формирования буржуазного права Англии: ис­точники права, системы права. Англосаксонская и континенталь­ная системы буржуазного права. Сравнительная характеристика различий в гражданском, уголовном и процессуальном праве.

2. Общая характеристика Французского гражданского кодекса (ФГК) 1804 г. и Германского гражданского уложения (ГГУ) 1900 г.

3. Лица по ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.

4. Сравнительная характеристика институтов вещного права по ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.:

а) категории вещей;

б) понятие и содержание права собственности; способы приоб­
ретения права собственности; виды собственности;

в) понятие, содержание, виды владения; понятие и признаки дер­
жания;

г) права на чужие вещи: понятие и виды сервитутов; залоговое
право.

5. Сравнительная характеристика институтов обязательственного
права по ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.:

а) понятие, содержание, виды обязательств;

б) способы обеспечения обязательств;

в) прекращение обязательств;

г) условия действительности договоров; характеристика отдель­
ных видов договоров.

6. Общая характеристика Французского уголовного кодекса
(ФУК) 1810 г.; характеристика институтов уголовного права по ФУК
1810 г.: понятие и виды преступлений; состав преступления; поня­
тие, цели и виды наказаний.

7. Характеристика смешанного процесса по Французскому уголов­
но-процессуальному кодексу 1808 г. и Французскому уголовно-про­
цессуальному кодексу 1958 г.

Литература Источники

История государства и права зарубежных стран: сб. задач и до­кументов: в 2 ч. Екатеринбург, 2007.

Конституции зарубежных государств: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. М., 1996.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX веков: Англия, США, Франция, Италия, Германия / под ред. П. Н. Галанзы. М., 1958.

Памятники римского права: Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана. М., 1997.

Памятники римского права: Институции Юстиниана. М., 1998.

Памятники римского права: Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну; Фрагменты Домиция Ульпиана. М., 1998.

Савельев В. А. Германское гражданское уложение. М., 1983.

Сборник документов по всеобщей истории государства и права / сост. К. Е. Ливанцев. Л., 1977.

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII–XVIII веков. М., 1990.

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640–1870). М., 1990.

Французский гражданский кодекс 1804 года. М., 1941.

Хрестоматия памятников феодального государства и права / под ред. В. М. Корецкого. М., 1961.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З. М. Черниловского. М., 1996.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. I, II.

Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980. Ч. I.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З. М. Черниловского. М., 1984.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. В. А. Томсинова, Н. А. Крашенинниковой. М., 1999. Т. 1, 2.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 2003. Т. 1, 2.

Хрестоматия по новой истории (1640–1870). М., 1990.

общая и специальная литература

Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

Всеобщая история государства и права / под ред. К. И. Батыра. М., 1998.

Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1997.

История государства и права зарубежных стран / под ред. П. Н. Галанзы. М., 1963. Т. I.

История государства и права зарубежных стран / под ред. П. Н. Галанзы, О. А. Жидкова. М., 1969. Т. II.

История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 1988, 1991.

История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 1991. Ч. I.

История государства и права зарубежных стран: рабовладель­ческое и феодальное государство и право / под ред. П. Н. Галанзы, Б. С. Громакова. М., 1980.

Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубеж­ных стран. М., 1996.

Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М., 1972.

Новицкий И. Б. Римское право. М., 1996.

Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. М., 2000. Т. 1, 2.

Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998.

Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М., 1998.

Римское частное право / под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетер­ского. М., 1998 и др.

Савельев В. А. История римского частного права. М., 1986.

Скрипилев Е. А. Основы римского права. М., 1998.

Хвостов В. М. Система римского права. М., 1996.

вопросы экзамену

1. Причины и исторические условия возникновения древне­восточных государств. Деспотическая монархия – основная фор­ма древневосточных государств.

2. Законы Хаммурапи: общая характеристика, общественный строй Вавилонии, вещное и обязательственное право, брачно-семей-ное и наследственное право.

3. Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи.

4. Возникновение и развитие государства в Афинах в VIII–VI вв. до н. э. до реформ Солона.

5. Развитие афинской демократии в VI–V вв. до н. э.: реформы Солона и Клисфена, Эфиальта и Перикла.

6. Государственный строй Афин в период расцвета демократии (V–IV вв. до н. э.).

7. Возникновение государства в Спарте. Реформы Ликурга. Осо­бенности общественного и государственного строя (X–II вв. до н. э.).

8. Общественный и государственный строй Рима в «царский пе­риод» (VIII–VI вв. до н. э.). Реформы Сервия Туллия, их политиче­ское значение.

9. Эволюция общественного и государственного строя в Риме в период республики (VI – конец I в. до н. э.).

10.Кризис и падение республики в Риме. Позднереспубликан-ские диктатуры (конец I в. до н. э.): Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь.

11. Эволюция общественного и государственного строя в Риме в период империи I–V вв. Принципат и доминат.

12.Системы и источники римского частного права.

13.Юридический статус лиц и брачно-семейное право (виды род­ства и брака) в Риме.

14.Вещное право в Риме. Право собственности, владения, держа­ния, право на чужую вещь.

15.Обязательственное право в Риме. Обязательства из договоров. Контракты.

16.Возникновение и государственный строй франкской монар­хии (V–IX вв.). Складывание феодальных отношений во Франкском государстве.

17.Право франков. «Салическая правда».

18.Общественный и государственный строй Франции периода сюзерениальной монархии (X–XIII вв.). Реформы Людовика IX.

19. Общественный и государственный строй Англии в период сюзерениальной монархии (XI–XIII вв.). Реформы Генриха II.

20. Образование Германского государства. Общественный и го­сударственный строй Священной Римской империи германского на­рода в X–XIV вв. Деятельность Оттона I.

21. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV–XVI вв.). Великий мар­товский ордонанс 1357 г.

22. Великая хартия вольностей 1215 г. Возникновение парламен­та в Англии. Сословно-представительная монархия в Англии (вторая половина XIII – середина XVI в.).

23.«Золотая булла» 1356 г. Государственный строй Герма­нии в период олигархии курфюрстов. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (конец XVI – XVIII в.).

24.Абсолютная монархия. Сущность и основные черты. Осо­бенности абсолютизма в Англии, Франции, Германии (конец XVI – XVIII в.).

25.Источники и основные черты средневекового права Франции и Германии.

26.Уголовное право и процесс в средние века. «Каролина».

27.Источники и основные черты средневекового права Англии.

28.Особенности английской революции 1640–1660-х гг. Поли­тические течения. Конституционный период революции и законода­тельство парламента до 1649 г.

29.Англия в период Индепендентской республики 1649–1653 гг. и Протектората 1653–1659 гг. Реставрация монархии в 1660 г. Итоги и значение революции.

30.Формирование и развитие конституционной монархии в Ан­глии в XVII – начале XIX в.

31.Избирательные реформы 1832, 1867 и 1884–1885 гг. в Англии, их последствия.

32.Образование США. Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г.

33.Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

34.Гражданская война в США 1861–1865 гг. Гомстед-акт 1862 г. Отражение итогов войны в Конституции США (XIII, XIV, XV по­правки). Расовая дискриминация.

35.Причины Великой французской революции XVIII в. Основ­ные периоды. Политические течения. Законодательство консти­туционалистов-монархистов 1789–1792 гг. Конституция Франции 1791 г.

36.Первая республика во Франции: законодательство жирон­дистского конвента. Якобинская диктатура. Конституция Франции 1793 г.

37.Франция в конце XVIII – начале XIX в.: Термидорианский конвент и Директория. Конституция 1795 г.; Консульство и Первая империя (1799–1814 гг.). Конституция Франции 1799 г.

38. Эволюция государственного строя Франции в 1814–1850-х гг.: Легитимная и Июльская монархии, Вторая республика (1848–1852 гг.), Вторая империя. Конституция 1852 г.

39. Установление Третьей республики во Франции (1870–1875 гг.). Конституционные законы 1875 г.

40.Образование единого Германского государства (1806–1871 гг.). Конституция Германской империи 1871 г.

41.Англосаксонская и континентальная системы права. Сравни­тельная характеристика.

42. Право Англии в Новое время. Судебная реформа 1873–
1875 гг.

43.Французский гражданский кодекс 1804 г.: разработка кодекса, система и общие принципы. Лица. Брачно-семейное и наследствен­ное право.

44.Вещное и обязательственное право по Французскому граж­данскому кодексу 1804 г.

45.Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. Фран­цузский уголовный кодекс 1810 г.: разработка кодекса, система и общие принципы; классификация преступных деяний, виды нака­заний.

46.Германское гражданское уложение 1900 г.

47.Двухпартийная система в США конца XIX – ХХ в. Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса.

48. Правовое регулирование экономики США: антитрестовское за­конодательство; 1930-е гг. в период «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта.

49.Веймарская конституция 1919 г. в Германии. Государственно-политическая эволюция Веймарской республики (1918–1933 гг.).

50.Юридическое оформление и государственный механизм на­ционал-социалистической диктатуры в Германии (1933–1945 гг.).

51.Образование ФРГ. Основной закон ФРГ 1949 г.

52.Изменения в праве западноевропейских стран в ХХ в.

Закончите уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций и расставьте коэффициенты подобрать методом электронного баланса.

а) NH4NO3=....; б) K2CrO4+H2SO4=K2Cr2O7+...; в)SO2+Br2+H2O=HBr+...;

г) I2+KOH(горяч.)=KIO3+...; д) KMnO4+KOH=K2MnO4+...; ж) H2SO4+H2S=...; з) NH4NO2=...; и) P+KOH+H2O=PH3+KH2PO2.

3. Могут ли галогеноводороды в каких либо реакциях играть роль окислителя? Почему способность к образованию водородных связей быстро падает в ряду молекул HF-HI? Какова реакция среды в водных растворах фторида натрия, фторида аммония, фторида кремния? Дать мотивированный ответ.

4. Сравнить окислительную способность молекулярного кислорода, атомарного кислорода и озона в кислой среде, если их стандартные окислительно-восстановительные потенциалы равны соответственно 0,815, 2,42 и 2,07В. Объяснить различия в химической активности [О], О2 и О3.

5. Осуществите следующие превращения:

H2S→S→H2SO4→NaHSO4→Na2SO4→NaNO3→HNO3→NH4NO3→N2O

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант II

1. Назовите комплексные соли и напишите для каждой выражение константы стойкости комплексного иона: а) [Pd(H2O)(NH3)2Cl]Cl; б) [Co(H2O)(NH3)4CN]Br2; в) [Pt(H2O)(NH3)2(OH)]CN; г) (NH4)3[RhCl6].

2. Закончите уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций и расставьте коэффициенты подобрать методом электронного баланса:

1) KMnO4+HCl=…; 2) NaI+K2Cr2O7+HCl(разб.)=...; 3) KClO3+S=….

4) O3+H2O2 =...; 5) Se+NaOH=…; 6) H2SO4+PCl5=….

3. а) Каково отношение к кислотам (соляной, серной, азотной) серы, селена, теллура? Написать соответствующие реакции.

б) Какие типы химических реакций характерны для сернистого газа? Написать уравнения соответствующих химических реакций.

4. а) Какие вещества могут получиться при пропускании через раствор аммиака следующих газов: CO2, NO2, NO, SO2?

б)В каких случаях водный раствор аммиака нельзя использовать для осаждения труднорастворимых гидроксидов металлов?

5. Составьте уравнения возможных реакций по следующей схеме:

Mn→Mn2+→MnO4-→MnO2→MnO42-→MnO2.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант III

1.Выпадет ли осадок сульфата кальция, если к 0,1 л 0,01 М Са(NО3)2 прибавлено 0,4 л 0,001 н. H2SO4? Степень электролитической диссоциации Са(NО3)2 и H2SO4 равна 95%; ПР(СаSO4)=6,1*10-5.

2. Определить гибридные орбитали центрального иона, геометрическую структуру комплексного иона и его магнитные свойства [AuCl4]- . Составьте формулы не менее трех комплексных соединений, содержащих такую внутреннюю сферу. Назовите их. Для одного напишите выражения констант стойкости и нестойкости.

3. Какие свойства проявляет сернистая кислота при взаимодействии: а) с магнием; б) с сероводородом; в) с йодом? Какой из входящих в ее состав ионов обуславливает эти свойства в каждом из указанных случаев?

4. а) Как изменяется устойчивость, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства в ряду Cr(OН)2-Cr(OН)32CrO4?

б) Вычислить, учитывая значение константы равновесия

2CrO42- + 2Н+= Cr2O72- + Н2О К=4,2*1014,

при каком рН в 1 М растворе соли хрома (VI) концентрации хромат- и дихромат-ионов одинаковы; при каком рН 99% хрома содержится в виде дихромат-ионов.

5. Можно ли для получения гидроксидов каждого из s-элементов II группы использовать обменные реакции в растворе, действуя при этом щелочами или аммиаком на их соли? Написать соответствующие уравнения химических реакций.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант IV

1. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: а) Na2S+H2SO4; б) FeS+HCl;

в) HNO3+HCOOK; г) NH4Cl+Ca(OH)2.

2.Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) H2O2=...; б) KMnO4+MnSO4+H2O=MnO2+...; в) CuI2=CuI+...;

г) S+KOH=...; д) HCl+CrO3=CrCl3+HClO4.

3.Какие вещества следует использовать в качестве осушителя газообразного аммиака? Можно ли для этих целей использовать серную кислоту, безводный хлорид кальция, фосфорный ангидрид? Ответ мотивировать.

4. а) Почему в водных растворах дихроматов щелочных металлов рН<7?

б) Если на раствор соединения марганца, имеющего зеленую окраску, подействовать хлором, то раствор станет фиолетовым. Написать уравнение реакции.

5.Составьте уравнения возможных реакций по следующей схеме:

MnO4-→Mn2+→MnO2→Mn2+→Mn→Mn2O3.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант V

1.Какие из перечисленных ниже солей подвергаются гидролизу: ZnBr2, Rb2SO4, Вa(NO3)2, Na3PO4, CuCl2? Для каждой из гидролизующихся солей написать уравнение гидролиза в ионно-молекулярной форме и указать реакцию ее водного раствора.

2.Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) KI +H2O2=I2 +...; б) PH3+KMnO4+HCl=H3PO4+...;

в) H2S+KMnO4+HCl=S+...; г) FeSO4+HNO3+H2SO4= NO+....

3. Учитывая строение молекул N2H4 и NH2OH, охарактеризовать их способность к донорно-акцепторному взаимодействию, ассоциации, самоионизации, взаимодействию с кислотами и водой.

4. а) Можно ли хранить гидроксиды железа (II) и (III) в атмосфере углекислого газа; водяных паров; водорода; сернистого газа? Ответ мотивировать.

б)Можно ли для осушения сернистого газа использовать концентрированную серную кислоту, щелочь, натронную известь?

5. Осуществите следующие превращения:

KMnO4→O2→SiO2→Si→SiH4→Na2SiO3→CaSiO3→CaCO3

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант VI

1. Какие из перечисленных ниже солей подвергаются гидролизу: KCN, NH4NO3, Cu(NO2)2, K2SO3, CH3COOK, KI? Для каждой из гидролизующихся солей написать уравнение гидролиза в ионно-молекулярной форме и указать реакцию ее водного раствора.

2. Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) AgNO3=...; б) AgNO3+KOH+H2O2=Ag+...; в) P+HNO3+H2O=NO+...;

г) HNO3+H2S=...; д) FeCl3+HI=FeCl2+I2+...;

3. 1) Написать уравнения реакций взаимодействия кристаллических NaF, NaCl, NaBr и NaI с концентрированной серной кислотой и объяснить причину различия в характере протекающих при этом процессов.

2) Напишите реакции, подтверждающие окислительно-восстановительные свойства H2О2

4. Как и почему изменяются кислотные свойства в ряду серная – селеновая - теллуровая кислота?

5. Осуществите следующие превращения:

N2→NH3→NO→HNO3→O2→P2O5→Ba(H2PO4)2→BaHPO4→Ba3(PO4)2.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант VII

1. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций нейтрализации:

а) Ba(OH)2+HCl; б) KOH+HF; в) Fe(OH)3+HNO3; г) CH3COOH+NH4OH.

2. Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

1) PbS +H2O2=PbSO4+...; 2) H3PO3+KMnO4+H2SO4=H3PO4+...; 3) Zn+KOH+H2O=...; 4) KMnO4+HCl=Cl2+...; 5) HBr+H2SO4=SO2+....

3. 1) Какой из осушителей - концентрированную серную кислоту, твердую щелочь или безводный хлорид кальция можно использовать для осушения сероводорода?

2) Написать уравнения реакций окисления воздухом газообразного и растворенного в воде сероводорода. Отличаются ли продукты окисления?

4. Можно ли для получения гидроксидов каждого из s-элементов II группы использовать обменные реакции в растворе, действуя при этом щелочами или аммиаком на их соли? Написать соответствующие уравнения химических реакций.

5. Составьте уравнения возможных реакций по следующей схеме:

MnO2→MnO4-→MnO42-→MnO4-→MnO43-→Mn2+.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант VIII

1. Какие из перечисленных ниже солей подвергаются гидролизу: NaHCO3, RbNO3, Ca(NO2)2, MgSO4, KClO4, KHSO4? Для каждой из гидролизующихся солей написать уравнение гидролиза в ионно-молекулярной форме и указать реакцию ее водного раствора.

2. Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) SO2+H2S=...; б) HClO3=ClO2+HClO4+...; в) H2MnO4=HMnO4+MnO2+...;

г) KBrO=KBrO3+...; д) MnO2+HCl=MnCl4+Cl2+...;

3. Имеются разбавленные растворы серной и селеновой кислот. Как различить эти кислоты? Какая соль лучше растворима в сильных кислотах – сульфат или сульфит бария? Написать уравнения соответствующих реакций.

4. Чем обусловлена склонность атомов и ионов железа, кобальта и никеля к образованию комплексных соединений? Привести примеры.

5. Осуществите следующие превращения:

Cl2→HCl→Cl2→KCl→Cl2→Ca(OCl)2→HClO→HCl→CuCl2

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант IX

1. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций нейтрализации:

а) Zn(NO3)2 и KOH(изб.); б) KHS и H2SO4; в) Ca(OH)2 и CO2(изб.).

2.Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

1) KNO2+KMnO4+H2O=KNO3+...; 2) HgS+HNO3+HCl=S+NO+...; 3) H2S+HOCl=S+HCl+...;

4) KBr+MnO2+H2SO4=Br2+MnSO4+...; 5) FeS+HNO3=Fe(NO3)3+NO2+H2SO4+....

3. Написать уравнения реакций, в которых соединения марганца проявляют свойства: а) окислительные; б) восстановительные; в) окислительные и восстановительные одновременно.

4. Чем обусловлено сходство химии лития и бериллия и в чем оно проявляется?

5. Составьте уравнения возможных реакций по следующей схеме:

Cr→[Cr(H2O)6]3+→Cr2O72-→CrO42-→ Cr2O72-→[Cr(H2O)6]3+.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант X

1.Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов:

а) Pb(NO3)2+NaCrO4; б) CuCl2+H2S; в) K2CO3+H3PO4; г) AgNO3+NH4OH.

2. Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) I2+Ba(OH)2= BaI2+Ba(IO3)2+...; б) KClO3=O2+...; в) Pb(NO3)2=...;

г) I2+H2O2=HIO3 +...; д) As2S8+HNO3(разб.)=H3AsO3+H2SO4+...;

3. 1) Описать электронное строение NО, N2O5, HNO2, NН4+, NH3, HN3. Какова степень окисленности азота в каждом из этих соединений?

2)Какие процессы последовательно протекают при постепенном добавлении щелочи к насыщенному раствору сероводорода? Написать уравнения реакций в ионно-молекулярной форме.

4. В чем проявляется отличие химии лития от химии остальных щелочных металлов? Рассмотреть на примере условий получения и устойчивости оксидов и пероксидов; растворимости карбонатов, гидрокарбонатов и фосфатов; склонности к образованию кристаллогидратов солей.

5. Осуществите следующие превращения:

NH3→NH4HCO3→NaHCO3→CO→K2CO3→CO2→C→SiC.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант XI

1. Какие из перечисленных ниже солей подвергаются гидролизу: Fe(SCN)3, NH4Br, Mg(NO2)2, NaClO3, BаCl2? Для каждой из гидролизующихся солей написать уравнение гидролиза в ионно-молекулярной форме и указать реакцию ее водного раствора.

2. Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) SO2+Br2+H2O=H2SO4+...; б) Mn(OH)2+Cl2+KOH=MnO2+...;

в) K2[Sn(OH)4]+Br2+KOH= K2[Sn(OH)6]+...; г) Fe(CrO2)2+O2+K2CO3=Fe2O3+K2CrO4+CO2;

д) KMnO4+NO2+H2O=KNO3+....

3. Для каких из водородных соединений азота, NH3, N2H4, NH2OH, HN3, и почему характерны следующие свойства: а) взаимодействие с кислотами с образованием солей; б) восстановительная активность в водных растворах; в) способность входить в роли лигандов в координационные сферы комплексов? Ответ иллюстрировать уравнениями химических реакций.

4. Написать уравнения реакций, в которых соединение марганца (IV) является восстановителем; окислителем. Почему окислительные свойства MnO2 выражены сильнее в кислой, чем в щелочной среде?

5. Составьте уравнения возможных реакций по следующей схеме:

Cr2O3→K2CrO4→ K2Cr2O7→[Cr(H2O)6]3+→[Cr(OH)6]3--→CrO42-.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант XII

1.Написать в ионно-молекулярной форме следующие уравнения реакций:

а) BaCl2+H2SO4; б) FeBr3+K2S; в) Cd(NO3)2+KOH(нед); г) Zn(NO3)2 +KOH(изб).

2. Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) (NH4)Cr2O7=...; б) KNO2+HI+H2SO4=NO+I2+...; в) S+HNO3(разб.)=H2SO4+...;

г) K2Cr2O7+Na2SO3+H2SO4=Cr2(SO4)3+Na2SO4+...; д) HIO3 +H2O2=I2 +O2+...

3. 1) Йодокрахмальная бумажка, смоченная водой, в присутствии озона синеет. Что является причиной этого? При каких химических реакциях в качестве побочного продукта образуется озон? Написать уравнения реакций.

2) Почему вода является лучшим растворителем неорганических соединений, чем жидкий сероводород?

4. Почему растворы KMnO4 рекомендуется хранить в темной посуде? Что происходит в подкисленном растворе KMnO4 при длительном хранении?

5. Составьте уравнения возможных реакций по следующей схеме:

CrVI→CrIII→ CrII→Cr.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант XIII

1. Какие из перечисленных ниже солей подвергаются гидролизу: AlI3, Ba(NO3)2, KHS, , NaHSO3, KCl? Для каждой из гидролизующихся солей написать уравнение гидролиза в ионно-молекулярной форме и указать реакцию ее водного раствора.

2. Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций (для реакций, протекающих в водных растворах, коэффициенты подобрать ионно-электронным методом). Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) MnO2+NaBr+H2SO4=MnSO4+Br2+...; б) KMnO4+FeSO3+H2SO4=Fe2(SO4)3+...;

в) K2MnO4+K2S+H2SO4=S+...; г) KClO3+FeSO4+H2SO4=Fe2(SO4)3+...;

д) CrCl3+NaClO+NaOH=Na2CrO4+....

3. Можно ли приготовить раствор, который содержал бы одновременно

а) Sn2+ и Hg2+; б) Sn2+ и Fe3+; в) SO32- и MnO4-; г) Cr2O72- и SO42-?

Указать, какие комбинации возможны и невозможны. Объяснить почему.

4. Привести примеры характерных для аммиака реакций присоединения, замещения атома водорода и окисления.

5. Осуществите следующие превращения:

NaH→Na→H2→CaH2→NH3→NH4Cl→N2→Ca3N2→NH3.

Контрольная работа по общей и неорганической химии

Вариант XIV

1.1) Для быстрого осаждения хлора из водного раствора, в котором было растворено 20 г гексагидрата хлорида хрома (III), потребовалось 75 мл 2 н. раствора нитрата серебра. На основании этих данных написать координационную формулу гексагидрата хлорида хрома.

2)Определить гибридные орбитали центрального иона, геометрическую структуру комплексных иона и его магнитные свойства: [СoBr4] -1.

2.Закончить уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций. Определить молярные массы эквивалентов окислителей и восстановителей в реакциях:

а) HCl+CrO3=CrCl3+HClO4; б) KI +H2O2=I2 +...; в) PH3+KMnO4+HCl=H3PO4+...;

г) H2S+KMnO4+HCl=S+...; д) FeSO4+HNO3+H2SO4= NO+....

3. Какова степень окисленности серы в тиосульфате натрия? Напишите реакции его получения. Напишите реакции взаимодействия тиосульфата натрия: а) с хлором (при его недостатке и при его избытке); б) с йодом.

4. Образец пиролюзита массой 1,00 г, состоящий из MnO2 и инертных примесей, вносят в хлороводородную кислоту (конц.). Выделяющийся газ полностью поглощается раствором избытка йодида калия, который окрашивается в коричневый цвет. Для полного обесцвечивания раствора расходуют 200 мл 0,1 н. раствора тиосульфата натрия. По этим данным рассчитайте массовую долю (%) MnO2 в исходном минерале.

5.Осуществите следующие превращения (превращения могут быть неодностадийными):

Zn→Na2[Zn(OH)4]→Cl2→KClO3→O2→ KNO3→KNO2→MnSO4→MnO2.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 4 = 9