Экологический менеджмент

Нормы и стандарты возникают как отражение ожиданий и потребностей общества. Потребности общества (во многих случаях меняющиеся со временем) в отношении свойств продукции, услуг включают такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность, безопасность, выполнение организацией, предлагающей продукцию и услуги, обязательств, обусловленных законами, кодексами, нормативно-техническими документами, инструкциями, правилами, экономические, этические, эстетические, природоохранные и многие другие требования.

В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, руководство которых успешно выявляет нужды потребителей и ожидания граждан в целом и строит бизнес так, чтобы их удовлетворять. Демократическое общество считает чрезвычайно значимыми права не только собственно потребителей продукции или услуг, но и права граждан, и, прежде всего, право на доступ к информации, право на безопасность и здоровую окружающую среду.

Необходимость удовлетворения потребностей общества в отношении охраны окружающей среды, здоровья, безопасности, рационального использования природных ресурсов отражает концепция комплексного менеджмента качества. Соответственно, система менеджмента качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления деятельности в области менеджмента качества.

В соответствии с принятым в международных стандартах определением система экологического менеджмента качества (EMS) представляет собой часть общей системы менеджмента качества, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

По характеру взаимосвязей с внешним окружением (например, со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами) EMS является открытой системой. Традиционная система экологического управления, напротив, представляет собой преимущественно закрытую систему.

В основе функционирования EMS лежит спираль (рис.1) - повторяющийся цикл, направленный на последовательное совершенствование системы менеджмента в целом. Для EMS характерна ярко выраженная обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управлении.

Рис. 1 Обобщенная модель системы экологического менеджмента

К основным функциям экологического управления и менеджмента относятся:

1. Обоснование экологической политики и обязательств

2. Планирование экологической деятельности

3. Организация внутренней и внешней экологической деятельности

4. Управление персоналом

5. Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов

6. Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль

7. Анализ и оценка результатов экологической деятельности

8. Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента

Функции экологического управления и экологического менеджмента в целом совпадают. Но для экологического менеджмента характерно существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Например, обоснование экологической политики и обязательств, организация внешней экологической деятельности, пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.

С развитием экологического менеджмента значительно расширяются и видоизменяются традиционные функции экологического управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности здесь в первую очередь начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, отсутствующие в традиционном управлении.

Общие характерные задачи и соответствующая им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента(табл.1.), которые учитывают два вида экологической деятельности предприятий:

- внутреннюю - деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач;

- внешнюю - активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними сторонами.

Таблица 1



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 5 =